Авантюрная Венеция

Объявление

В игру требуются:
Акция: персонажи в розыске
• Члены попечительского совета Оспедалетто (нобили и негоцианты);
• Воспитанницы приюта;
• Гости города и авантюристы.
• Куртизанки, актрисы, содержанки.
Для того, чтобы оставить рекламу или задать вопрос администрации, используйте ник Сплетник с паролем 1234.
30 мая (понедельник) – 5 июня (воскресенье) 1740 года.
• Солнечная, жаркая погода. В начале недели грозы, ветер южный.
• Совет попечителей Оспедалетто принимает решение об участии новой ведущей сопранистки Мартины Гатти в выступлении на банкете у дожа 15 июня.

Уважаемые игроки! Игра приостановлена на неопределенный срок. Подробности здесь.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авантюрная Венеция » К прочтению » XVIII век: архитектура и интерьер


XVIII век: архитектура и интерьер

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Архитектура рококо
Интерьер и мебель

0

2

Архитектура рококо

С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 в. сменился новым художественным направлением — красочно-нарядным, изысканным рококо. Сложившись в 20-е гг. 18в., рококо достигло расцвета в 30—40 - е годы.

Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену усадебному замку 17 в. пришел городской дом, отель — утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии<...> В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/rococo_05.jpg
Летная загородная резиденция Венария Реале, Турин

Стиль рококо практически не нашёл отражения в архитектурном экстерьере, но зато почти сразу возник как интимный камерный стиль дворцовых и аристократических интерьеров гостиных и будуаров.

Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца 17 в., то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта.

Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/rococo_06.jpg
Охотничья резиденция Ступиниджи, Никелино

Новый элемент интерьера в рококо – плавный переход от стены к потолку, т.н. падуга, заменяющая карниз и делающая незаметной линию стыка между вертикальной и горизонтальной плоскостями стены и потолка.

Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Все переходы и грани закругляются. Светлый камень, приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного орнамента то выступает из стоп, то как бы растекается по их поверхности. Асимметричные завитки разветвляются, то расширяясь, то втягиваясь в узкие полосы. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в узоры и образуют «чарующий стенной убор».
Художественно-исторический музей

+1

3

Интерьер и мебель

Отказ от ордера, зрительное облегчение стен, лишенных креповки, оформляемых филенками и панно, широкое использование зеркал, иллюзорно расширяющих пространство небольших помещений, мелкая орнаментация, разбеленный колорит — таковы специфические черты интерьеров эпохи рококо.

Дух игры — их непременный обитатель. «Все в них интимно и камерно, даже парадные залы напоминают будуар: светлые, нежные цвета, обилие зеркал, ажурный орнамент совершенно кружевной легкости и изящества. Нет ни одной выдержанной прямой линии, ни одной цельной плоскости: все дробится капризной игрой повсюду вплетающейся декоративной лепки или живописи. Она охватывает двери, окна, камины, рамы зеркал, неправильные формы декоративных панно, толок. Все вокруг оказывается вовлеченным в эту беспечную игру красок и линий».

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/rococo_02.jpg
Палаццо Ка'Реццонико, Венеция

Удивительно сознавать, что дух игры, резвящийся в интерьерах рококо, совсем не чужд практицизма. Более того, жизнь в этих стенах и представляется «беспечной игрой» прежде всего потому, что обеспечена необыкновенным функциональным разнообразием предметного мира. Одно лишь перечисление вещей, несущих свою каждодневную службу, грозит стать бесконечным. Воспользуюсь перечнем Жермена Базена («неполным», как говорит автор).

«Столы, например, включают огромное количество разновидностей: столики-тумбы, вырастающие из изголовья кровати; столы в спальне, столы на колесиках для подачи пищи, столы для подносов, для посуды, кофейные, карточные, столы для игры в шашки, для игры в трик-трак, для цветов, будуарные столы, столы с ящиками, столы для вязания, туалетные столики, комбинированные столы, сочетающие функции рабочего и туалетного, столы на колесиках для булавок и других предметов рукоделия, столы для завтрака, обеденные столы, столы-подзеркальники, столы-консоли (консоли в форме полумесяца, резные, поддерживающие бра и т. д.), круглые столы на одной ножке, столы для особых случаев, столы на английский или на бургундский манер и, наконец, письменные столы». (Однако это еще не конец, ибо и письменные столы приобретают всевозможные формы.)

«Помимо этого, существовали гардеробы, угловые буфеты, угловые полки, книжные шкафы, шкафы-витрины, шкафчики с выдвижными ящиками для хранения драгоценностей, шкатулки, металлические лари, сундуки, тумбочки.  Комоды, наряду с традиционными формами, нередко демонстрировали великолепную отделку: ящики покрывал сложно ветвящийся орнамент, „стекающий" по выпуклой передней стенке. <...>

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/rococo_03.jpg
Супница, середина XVIII века

Зеркала имели самые разнообразные формы и размеры, в ходу были всевозможные ширмы, экраны для каминов и скамеечки для молитвы. <...>

Среди кроватей встречались чрезвычайно модные en bateau (конусообразные, суживающиеся к одному концу), en tombeau (в виде огражденного со всех сторон домика или театральной ложи), a l'ange (с полубалдахином в виде звездного неба, без опорных столбиков), кровати во французском стиле, в итальянском, римском, польском (роскошно отделанная кровать с пологом на четырех столбиках), турецком, китайском. <...>

Стулья могли быть: снопообразные, в форме пучка или букета, лирообразные, веерообразные, на английский манер, для сидения за карточным столом, для сидения за письменным столом, для гостиной, глубокое кресло, кресло с изголовьем; кроме того, были специальные стулья для причесывания или надевания головных уборов, а также стулья для детей. Диваны, канапе, кушетки, козетки или диванчики для двоих также имели множество видов и названий, например, для ночного бодрствования, оттоманки, или турецкие диваны, маркизы (которые также назывались confodents или tete-a-tete)».

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/rococo_01.jpg
Кресло-кабриолет, середина XVIII века

И это только мебель! А если бы речь зашла об изделиях золотых и серебряных дел мастеров, о гобеленах, фарфоре, фаянсе? Все эти предметы, изобретательно задуманные и превосходно исполненные, украшали быт ничуть не меньше, чем живопись и скульптура. Возникает впечатление, что не существовало такой прихоти, которую не могли бы удовлетворить мастера рококо.

Внутреннее убранство многих венецианских домов не уступало своей изысканной роскошью парижским особнякам. Один из выразительных примеров — палаццо Ка'Реццонико. Ни сложное переплетение криволинейных форм, ни дробная орнаментика, ни изобилие мелких фигуративных элементов, включая лепной декор и росписи, не ослабляет впечатления цельности и нарядной легкости интерьеров.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/rococo_04.jpg
Люстра, Мурано, Венеция

Переживанию быта как праздника всячески способствует изящная рокайльная мебель, тончайшей работы люстры, всевозможные декоративные безделицы; живописные панно, окна и зеркала совместно участвуют в зрительном расширений пространства, и можно вообразить поистине волшебные метаморфозы залов и комнат, когда на дворе становилось темно и все здесь начинало переливаться дрожащими отблесками зажженных свечей.
Сергей Даниэль, "Рококо от Ватто до Фрагонара"

+1


Вы здесь » Авантюрная Венеция » К прочтению » XVIII век: архитектура и интерьер