Авантюрная Венеция

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авантюрная Венеция » К прочтению » Занимательные факты о Венеции


Занимательные факты о Венеции

Сообщений 1 страница 20 из 21

1

Все, что представляет интерес в связи с местом и временем.

0

2

В Венеции почитание Спасителя и Девы Марии, а также культ святого Марка были связаны и с политическими мифами и преданиями. Перенесение мощей святого евангелиста Марка в только что возникший город и объявление апостола покровителем Венеции приравнивало ее к другому апостольскому городу — Риму.

С почитанием Мадонны связывались многие памятные даты в истории Венеции — от ее основания в день Благовещения до вручения папой Александром III венецианскому дожу золотого кольца для обручения с морем в день Вознесения Пресвятой Богородицы.

Иисус Христос считался покровителем государственной власти в лице дожа — представителя и символа Светлейшей республики св. Марка. Известно, что в некоторых церковных и общественных празднествах (в частности, в пасхальном ритуале) дож как бы воплощал Иисуса Христа и выступал от Его имени.
Надежда Ионина, "Венеция. История. Легенды. Предания"

0

3

Лев святого Марка являлся гербовым животным и геральдическим символом Венецианской республики, а также её военного и торгового флотов. В настоящее время этот символ включен в герб итальянского ВМФ, входит по-прежнему в гербы города Венеция и провинции Венето. В геральдическом отношении Лев святого Марка является гербовой негеральдической фигурой, Львом с «собственным именем».

В Венеции, начиная с 828 года, хранились святые мощи евангелиста Марка, которые, по инициативе дожа Джустиниано Партечипацио, были тайно вывезены венецианскими купцами из занятой мусульманами Александрии. Евангелист Марк по своему значению со временем вытеснил покровителя Венеции св. Феодора и становится первым её городским патроном.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/Leone_2.jpg

Благодаря реликвиям св. Марка Венеция являлась — наряду с Римом и Сантьяго-де-Компостела — одним из трёх крупнейших центров паломничества средневековой Европы. Венецианская республика официально принимает название Serenissima Repubblica di San Marco, вводит Льва святого Марка в свой герб, в также — как знак своей власти — в герба всех городов и территорий, подчинявшихся Венеции.

Венецианский Лев святого Марка обычно изображался с раскрытой книгой, на страницах которой можно прочесть латинскую надпись PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS (Мир тебе, Марк, мой Евангелист). Иногда, во время военных действий, в сочетании с военным флагом — или для венецианского военного флота — книга в лапе у Льва заменялась на меч. Видеть венецианского Льва — крылатого, с книгой в одной и поднятой как будто в приветствии другой лапой — можно во множестве местечек и самых укромных уголков самой Венеции, в её Дворце Дожей, на исторических полотнах и в городах бывшей сферы влияния этой морской республики.
ru.wikipedia.org

0

4

Название «газета» вошло в обиход по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую в XVI веке обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённая на ней.  Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей».
ru.wikipedia.org

+2

5

Примерно в 1400 г. в Венеции было основано общество интеллектуальных дам и кавлеров, которые в качестве отличительного знака носили синие чулки. К 1590 г. этот кружок зачах в Италии, но расцвел в Париже, где клуб Basbleu (синий чулок) был самым писком моды среди дам ученых. В XVIII в. он переправился через Ла-Манш, из Франции в Англию, где уже созрела неосознанная тяга к "синечулочности" — одновременно с левыми политическими взглядами. В Лондоне синие чулки официально появились в 1750 году вместе с собраниями в доме Монтегю, куда приходили и женщины, — там участники не играли в азартные и шумные игры, а вели оживленную ученую беседу.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/two.jpg

Главным активистом собраний был мистер Бенджамен Стиллингфлит, который обычно носил дешевые синие шерстяные чулки, пренебрегая подобающим джентльмену черным шелком. В связи со столь скандальным отступлением от норм в одежде адмирал Боскавен (определенно носивший только черный шелк) окрестил всю компанию «Обществом синих чулок», и это прозвание прилипло... к женщинам!
Розмари Хоторн, "Неглиже"

+1

6

Ношение масок в Венеции впервые упоминается в документе от 2 мая 1268 года. Самая известная и исконно венецианская маска именуется "баутой". Баутой так же называли костюм, состоявший из маски, треуголки и плаща. По сути баута – это маска смерти. Появилась она в XVII столетии и была весьма удобна для сохранения конфиденциальности. Оттопыренная верхняя "губа" делала голос неузнаваемым, позволяла есть и пить, не снимая маски. 

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/bauta_gold.jpg

Два соперника, столкнувшись у дверей избранницы, могли благополучно раскланяться, не узнав друг друга. Нигде баута не мелькала так часто, как в борделях, игорных домах и на дуэлях. В этой маске воплотилась особая традиция добровольного отказа от собственного лица и индивидуальности, что давало свободу от зачастую ханжеских норм морали. Скрыв лицо баутой, можно было обмануть смерть или самому стать ей. На вопрос, кто совершил грех, был лишь один ответ – маска.

+1

7

Servetta muta (немая служанка) или как ее еще называли Moretta (смуглянка) была еще одной венецианской маской, популярной в XVIII столетии. В простонародье ее называли «Отрадой мужей», поскольку маленький шепенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска скрывала лицо, в прямом смысле лишал носящую ее женщину дара речи.

http://savepic.net/2171107.jpg

Моретта, название которой, очевидно, происходит от итальянского Moro (черный, мавр), представляла собой овал из черного бархата или мягкой кожи с прорезями для глаз. Была популярна у дам высшего сословия и делала женщину вдвойне загадочной и обольстительной, поскольку та могла общаться лишь с помощью языка жестов.

0

8

Кстати, о птичках. Или о причудливости нравов в эпоху рококо. То, что современнику покажется невообразимым чудачеством, в те дни было в порядке вещей.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/dead_bird.jpg

Из дневника Эдмона де Гонкура, как-то обнаружившего в одной коллекции миниатюрный шедевр: «Это памятник, воздвигнутый любимой канарейке знатной дамы, жившей в XVIII веке; он представляет собой восхитительно сделанную из терракоты фигурку бедной птички, — подлинный скелет ее виднеется в цоколе, — лежащей мертвой с вытянутыми лапками. <...> как забавна эта гробница, являющаяся самым очаровательным образцом сентиментальности тех времен».

0

9

В начале XIX века был засыпан землей канал, разделявший острова Сан-Микеле и Сан-Кристофоро, и образовавшийся большой остров обнесли красной кирпичной стеной. Здесь и расположилось городское кладбище, первые могилы которого были вмурованы в пол собора Св. Михаила.

До этого венецианцы хоронили своих усопших на церковных участках и в стенах самих храмов; в древние времена похороны в Венеции напоминали похоронные обряды Египта и Древнего Востока. Покойника клали на усыпанный пеплом пол, и, заслышав заунывный звон колокола, люди шли в дом усопшего. На улице, у входа в дом, священники пели «Miserere» (заупокойный католический гимн) и псалмы. Оставшийся в живых супруг должен был на людях выражать свое горе самым энергичным образом: кататься по земле, рвать на голове волосы, непрерывно вопить и стонать. Когда завернутого в полотно и покрытого черным бархатом покойника уже собирались выносить, то, как бы желая помешать этому, вдовец или вдова (иногда старший из присутствующих) бросались на порог дома, и его нужно было оттаскивать.

Во время похоронной процессии впереди обычно шел священник в сопровождении служки и двух монахов, которые продолжали распевать «Miserere», а родные и друзья покойного выли и голосили, не смолкая ни на минуту. За ними следовали пожилые женщины в черных платьях, которые заламывали руки, били себя в грудь и, слезливо причитая, расхваливали добродетели усопшего. Этих плакальщиц приглашали за небольшую плату, чтобы они помогли семье выразить свое горе и свою скорбь. Обряд этот считался достойным памяти и приятным душе усопшего.

Вой этот не утихал и у самой могилы, и обычай этот держался веками. Церковь энергично боролась с ним, но все было тщетно, и искоренили его лишь под угрозой отлучения. Следует указать и на такой факт: бедняки нередко выставляли своих умерших родственников на несколько дней на улицу, чтобы растрогать сердца сердобольных прохожих в надежде получить милостыню.

Когда городские власти в санитарных целях перенесли кладбище на остров Сан-Микеле, получилось так, что венецианцев, всю свою жизнь проводящих рядом с водой, в последний путь тоже провожают волны лагуны, несущие погребальную гондолу.
Надежда Ионина, "Венеция. История. Легенды. Предания"

0

10

Яркая иллюстрация моды тех времен. Не без иронии ода галантным господам.

Коль скоро утро выдается тихим
И ясным, отправляйся на прогулку,
Пешком, чтоб члены вялые размять
На воздухе. Пусть красный сапожок
Сафьяновый твою обует ногу,
Став для нее защитою от пыли
И грязи, по которой ходят люди.
Пусть развевающимся при ходьбе,
Свободного покроя будет платье
И руку обрисовывает узкий
Рукав, который бархатом внизу
Украшен алым или васильковым.
Прибавь широкий галстук из виссона,
На выбор — желтый или белоснежный,
Пусть тонкую твою охватит шею,
А кудри... Лучше их пока не трогать
Искуснейшей руке того, кто форму
Им придает, ведь согласись, обидно
Творенье чудодея отдавать
Во власть капризным дуновеньям ветра.
Но и нельзя, чтобы они небрежно
На плечи падали: даны ль природой
Они тебе, иль с головы чужой
Их для тебя взял лучший парикмахер,
Чтоб ты носил их, должен круглый гребень
Не позволять им растрепаться, зубья
В них черепаховые погрузив.
И наконец, пусть под широкой шляпой
На улице от глаз невежды будет
Твое лицо божественное скрыто.

Джузеппе Парини, отрывок из поэмы "День"

0

11

Сказки старого пианино. Антонио Вивальди.

0

12

На Мерчерие располагается «Кафе ди Менегаццо», в котором когда-то собирались сторонники драматурга Карло Гольдони. В этом кафе происходили литературные дебаты, читались полемические брошюры, ходили по рукам листки и сатирические сонеты.

Со стены одного из домов на этой улице смотрит каменная старуха, будто готовая бросить на прохожего каменный кувшин. Это знаменитая «Вечья дель мортер» («Старуха с кувшином»), которая, как следует из предания, предотвратила заговор Боэмундо Тьеполо.

Чтобы это стало понятным, следует вернуться к рассказу о государственном устройстве Венецианской республики.

При сложившейся системе управления в ней никогда не было общепризнанных лидеров, которые могли бы расколоть патрицианскую республику и утвердить собственную тиранию. Их просто бы не потерпели в своей среде те несколько десятков семейств, которые гордились собственной знатностью и могуществом и ревниво следили друг за другом, оберегая престиж своего рода и вековые традиции города. Противоречия между ними, конечно же, существовали, но соперники обычно воздерживались от вооруженного разрешения конфликтов. Венеция действительно была «светлейшей», «тишайшей», «безмятежной», «самой ясной».

Конечно, годы войны с Генуей за обладание морем, обустройство колоний или сражения за подчинение окрестных городов и территорий вряд ли можно назвать безмятежными. Но внутреннее развитие Венеции не омрачалось теми социальными конфликтами и бурями, которые так часто сотрясали другие большие и малые города Италии.

За всю историю Венецианской республики было всего лишь два серьезных заговора, но они не имели успеха и потому не сопровождались городскими волнениями. Первый был направлен против сорокалетнего дожа Пьетро Градениго, жестокая политика которого привела к потере Феррары и конфликту с римским папой.

http://savepic.net/2405121.jpg

В 1297 году дож закрыл Большой совет для всех, кто последние пять лет принимал участие в его работе. До этого времени венецианские патриции уже успели отвоевать у дожей значительную часть государственной власти, но они должны были еще считаться с народом, который собирался на площади Св. Марка для провозглашения дожа.

Народ мог вступить в опасный для аристократии союз с дожем, что и случилось во время заговора Боэмундо Тьеполо, который встал на защиту порядков, отмененных дожем Пьетро Градениго. 15 июля 1310 года он направился со своими вооруженными сторонниками к Дворцу дожей, но планы их были нарушены весьма анекдотическим случаем.

Когда заговорщики уже шли к площади Сан-Марко, выглянувшая из окна старуха — случайно или намеренно! — выронила из рук тяжелый кувшин, который упал на голову знаменосцу, и тот скончался. Началась паника, заговорщики в испуге бежали за Риальто и даже сожгли за собой мост. Впоследствии некоторых из заговорщиков простили, других отправили в изгнание. А Джустина Росси (так звали старуху) и ее потомки получили привилегию — бесплатно жить в доме и в годовщину этого события выставлять на балконе штандарт с изображением льва св. Марка. Рассказывают, что традиция эта сохранялась вплоть до падения Венецианской республики в 1797 году.
Надежда Ионина, "Венеция. История. Легенды. Предания"

+1

13

Венецианское общество XVII—XVIII веков подчинялось уже не столько собственным законам, сколько вкусам нового мирового центра — Парижа, в котором вырабатывались идеи и манеры, костюмы и нравы. Когда в Венеции появился первый парик, Сенат объявил ему открытую войну, запретив декретом ношение этой чужеземной выдумки. Запрещение это было повторено и через несколько лет, тем самым свидетельствуя о беспомощности власти.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/gentle.jpg

Старики-патриции возмущались легкомыслием молодежи, воспринимая новую моду как личное оскорбление, и бывали случаи, что за ношение париков отцы лишали детей наследства. Но, как это всегда случается, новое победило, — и в Сенате, и в рядах грозного трибунала парижская приманка со временем украсила аристократические головы. Как событие общественной значимости в хрониках отмечена смерть последнего венецианского патриция, никогда не надевавшего парик.
Надежда Ионина, "Венеция. История. Легенды. Предания"

+1

14

На площади перед храмом Сан-Джакомо, лицом к нему, установлена скульптура горбуна, именуемая Il Gobbo di Rialto. Согнутая в три погибели фигура обнаженного человека, который поддерживает лестницу, была создана Пьетро ди Сало  в XVI столетии. С ноября 1541 года этот постамент использовался для оглашения официальных указов властей.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/Gobbo.jpg

Преступники, осужденные на бег нагишом от площади Сан-Марко до Риальто, заканчивали свой марафон именно здесь. Согласно традиции, они целовали статую в благодарность, если во время позорной пробежки им удавалось избежать оскорблений или побоев.  Как и знаменитая стутя Пасквино в Риме, Горбун с Риальто частенько становился свидетелем народной гласности, благодаря надписям, нацарапанным кругом.

+1

15

На капителях палаццо Камерленги в Венеции можно увидеть весьма любопытные изображения: например гарпию, причинным местом сидящую на жаровне, или сатира, чья третья нога располагается между двух других. Они в полной мере отображают иронию венецианцев, связанную со строительством моста Риальто. Его предшественником был простой понтонный мост Ponte della Moneta , построенный в 1181 году. Затем его заменили деревянным. Спасаясь от преследования, бунтовщик Бьямонте Тьеполо сжег его в 1310 году.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/capitel.jpg

В 1441 году мост восстановили. В один вовсе не прекрасный день он рухнул из-за скопления народа, собравшегося поглазеть на двигавшуюся по Большому каналу свадебную процессию. В 1591 году появился каменный мост Риальто, ставший знаменитым долгостроем. В ответ на вопрос, когда будет достроен мост, венецианцы довольно грубо шутили: «Когда на пенисе вырастет ноготь и загорится вагина». Палаццо Камерленги боковым фасадом упирается в край моста, а потому наглядно иллюстрирует народные остроты.
aloverofvenice.com

+1

16

Многое в Венеции требует внимания и сообразительности. В городе, к примеру, есть церкви, посвященные загадочным святым: Сан-Тровазо, Сан-Дзаниполо, Сан-Канчано. Святой Тровазо - это мученики Гервазий и Протасий. Святой Дзаниполо - тоже два человека, святые Иоанн и Павел, а святой Канчано - сразу трое, два мученика и одна мученица.
И. Л. Дубровский, "Италия, города искусств"

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/Zanipolo.jpg

+1

17

В Венеции кошка именовалась «musipul» и по многим причинам была весьма почитаемым животным. Именно кошки обеспечивали безопасность груза и корабельных снастей, а также охраняли библиотеки от посягательств грызунов. Хитроумные венецианцы одними из первых использовали страховые контракты в практике перевозки грузов морем. Такой документ имел действие только тогда, когда владелец судна подтверждал наличие на нем не менее трех кошек. В противном случае безопасность груза не гарантировалась.

http://savepic.net/2784763.jpg

Богато украшенная, выполненная с особым искусством маска кошки называлась «gnaga» и закрывала верхнюю часть лица. Она символизировала обольщение и грацию. В дни Карнавала ее надевали женщины, желавшие соблазнить мужчин или мужчины, отправляющиеся на очередное любовное приключение. В Венеции можно встретить множество знаков благодарности людей кошкам, в архитектурных деталях и обычаях, доживших до наших времен.

+2

18

Тот, кто когда-либо жил в сельской местности Италии, наверняка часто удивлялся, увидев взрослого дрозда, ласточку или воробья. И в самом деле, странно: это все равно что уцелеть при направленном на тебя выстреле пушки. Потому-то голуби Венеции имеют здесь почти религиозное значение, как коровы Индии или голубки Пафоса. Казалось бы, стреляй да ешь, но ни к одному перышку на кивающих жадных головах никто не притронется, и так было всегда. Даже бесчисленное поголовье венецианских кошек никогда на них не нападает. Похоже, что и котят своих они учат смотреть в другую сторону. Они знают, что самое большое преступление для кошки — это подкрасться к голубю на площади Святого Марка.

Голуби, загадившие Национальную галерею Лондона и Британский музей, защищены сентиментальностью горожан. Когда несколько лет назад было предложено сократить их поголовье, послышался возмущенный крик, и от этой идеи отказались. В Венеции и в голову никому не придет озвучить такую идею. В войну с продовольствием было совсем плохо, но никто в Венеции не испек себе пирог с голубиной начинкой. Историки говорили мне, что так же обстояло дело и в 1848 году, во время австрийской осады. Если хотите увидеть возмущение на лице итальянца, упомяните вскользь, что голубя с горохом вы предпочитаете обычному пирогу с голубиной начинкой. В ответ вы получите полный упрека взгляд обиженного ни за что человека, и вам невольно припомнится эпизод, когда случайно вы наступили на лапу любимому спаниелю.

http://savepic.net/2757924.jpg

Отчего в стране, где ни один дрозд или овсянка не могут чувствовать себя в безопасности, где ласточек продают связками, гладким и сытым голубям позволено умереть от старости или переедания? Этому есть два объяснения. Одно из них такое: когда Аттила и его гунны опустошали римские города, голуби стали покидать свои гнезда, устроенные в крепостных стенах, и это их поведение расценили как Божий знак: пришло время бежать. Жители последовали примеру птиц и отправились за ними на острова лагун. Так образовалось Венецианское государство.

Есть и второе объяснение: в средние века, во время Страстной недели, священники со стен базилики выпустили в толпу тысячи голубей, чтобы люди их поймали и приготовили для еды. Птиц взвесили и привязали к лапкам бумажки, так что поймано было их большое число. Но тех, кому удалось спастись, приветствовали радостными криками и даровали им с тех пор полную безопасность. В этой истории больше правдоподобия. Проведенная в тот раз церемония была, скорее всего, ловкой и разумной попыткой уменьшить численность птиц и в то же время преодолеть старинное, скорее всего языческое, нежелание есть голубей. Схема, однако, не сработала, так как невозможно отличить свободного голубя и его потомков от тех, кого можно поймать. С тех пор минуло около пятисот лет, и голуби с площади Святого Марка продолжают плодиться в своем заповеднике — современный вариант античных священных гусей. Сокращение их количества происходит, только когда город просит об этом голубей, и, как ни странно, они слушаются.
Генри Мортон, «Прогулки по Северной Италии»

+1

19

А что же догаресса? Мы много слышим о доже, но ни слова о его жене. Эти находившиеся в тени дамы, догарессы, не имели авторитета и официального положения. Все, что от них требовалось, это появление с мужем на официальных приемах. При этом они обязаны были хорошо и нарядно выглядеть. На голове им предписано было иметь миниатюрную корно. Королевы часто заменяли мужей и даже командовали армиями, но не было ни единого случая в длинной истории Венеции, чтобы догаресса выполняла роль дожа.

http://i1034.photobucket.com/albums/a430/save_image/Venice/dogaressa_elisabetta_querini.jpg
Портрет Догарессы Элизабетты Кверини, Никколо Кассана

Хотя роль ее сводилась к минимуму, говорят, что первым вопросом избирательной комиссии после того, как выдвигался кандидат на должность дожа, был: «Как выглядит его жена?» К ней предъявлялось главное требование: догалина — парадная одежда догарессы — должна хорошо на ней сидеть. Единственной догарессой, оказавшей влияние на историю, была византийская принцесса Теодора Дукас, дочь императора Константина X. Она привезла в Венецию новые экзотические духи и лосьоны, а также золотой инструмент с двумя зубцами, которым — к великому интересу присутствовавших — она деликатно разделяла еду, которую предварительно для нее нарезали. Так, по слухам, впервые на европейском столе появилась вилка.
Генри Мортон, «Прогулки по Северной Италии»

+1

20

Иоганн Гутенберг создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами в середине 1440-х годов. А в Венеции первая лицензия на производство печатной продукции была выдана в 1469 году; венецианский Сенат решил, что "это замечательное изобретение нашего времени, совершенно неизвестное в прошлом, подлежит самому широкому внедрению и усовершенствованию". И в этом венецианские сенаторы опередили английского первопечатника Уильяма Кэкстона. Городские власти очень своевременно поняли коммерческую перспективу новой технологии, и город быстро превратился в крупный центр европейского книгопечатания. В 1486 году для отдельных печатных изданий власти ввели привелегию копирайта, что гарантировало владельцам типографий получение прибыли.

http://savepic.net/2854285.jpg

Это был первый в мире случай дательного закрепления авторского права.  Венецианские банкиры с удовольствием финансировали создание печатных предприятий. Бумага тоже была своей — она поступала из района озера Гарда, находившегося на венецианской территории. Налицо, таким образом, были все условия для массового производства и, как сказали бы в наши дни, для массового маркетинга. Действительно, книгопечатание было первой технологией серийного производства, позволявшей создавать  одинаковые  объекты,   обладавшие  одинаковой стоимостью. Было только справедливо и естественно, что именно Венеция стала пионером нового вида бизнеса. Уже в 1474 году город был полон книг. Кажется, даже во времена Контрреформации осуществляемая венецианскими властями цензура была не такой жесткой, как в других итальянских городах-государствах. В начале XVII столетия в Венеции насчитывалось почти две сотни типографий, производивших около одной шестой всех выпускавшихся в Европе книг.
Питер Акройд, "Венеция прекрасный город"

+1


Вы здесь » Авантюрная Венеция » К прочтению » Занимательные факты о Венеции